Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее  и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, эколог, валеолог, психолог), а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Примерная тематика клубов:

«Расти здоровым, малыш!»

«Развитие художественно-творческих способностей»

«Приобщение детей к природе»

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Речевое развитие дошкольников» и др.

Благодаря деятельности подобных клубов наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Материалы деятельности семейного клуба представлены в виде проекта по теме «Детский сад и семья – первый социум для ребенка», прошедшего апробацию в  муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» г. Мичуринска Тамбовской области.

Проект: «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»

Семья всегда будет основой общества
Оноре де Бальзак

Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества
Феликс Адлер

Творческое название проекта:  «Семейный клуб»

Перед  разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Аннотация проекта

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания,  а значит, полноценной личностью.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах  воспитания детей, то можно добиться   повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщать опыт семейного воспитания.
  • Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.

Проект реализуется в три этапа. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • разработка положения о клубе;
  • мини-педсовет «Детский сад и семья»;
  • мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;  
  • опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  • составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
  • обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Приведем пример плана организации мероприятий:

виды деятельности

сроки

содержание

участники

1. Заседание клуба

«Мастерская волшебников»

(на базе старших групп)

октябрь

Практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала. Оформление выставки.

Воспитатели, дети, родители

2. Заседание клуба

«Занимательные звуки» (логопедическая группа)

ноябрь

Логопедический досуг

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети

3. Заседание клуба творчества «Добавь осени красок» (на базе старшей группы)

ноябрь

Совместная творческая работа детей, родителей и педагога по изо.

Педагог по изодеятельности дети, родители

4. Заседание клуба « Мы – экологи» (средняя группа)

декабрь

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей.

Наблюдение за домашними питомцами. Конкурс-фотовыставка «Домашние любимцы»

Воспитатели, дети, родители

5. Заседание клуба «Здоровый дошкольник» (подготовительная к школе группа)

Тематический вечер «Расти здоровым, малыш!»

февраль

Дискуссия. Открытое занятие в бассейне

Воспитатели, дети, родители, медперсонал, инструктор по физвоспитанию

6. Заседание клуба

Семейный досуг «Мамы разные

март

Конкурс «Рисуем с папой мамин портрет»,

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

Воспитатели, дети, родители

7. Неделя семьи.

Проектно-исследовательская деятельность «Мое генеалогическое древо» (подготовительные к школе группы)

апрель

Родительские собрания в группах

Оформление фотоальбома «Семейные традиции». Выставка семейных рисунков «Мое генеалогическое древо».

Воспитатели, дети, родители

В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.

Результаты работы  над проектом можно представить следующим образом.

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания
  • Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями

Выводы:

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

На общем родительском собрании в ДОУ принято решение о продолжении работы по реализации проекта «Семейный клуб» в следующем учебном году.

Подробно о проекте – см. Приложение 1.

Литература

1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.


Источник: http://festival.1september.ru/articles/533190/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Проект Мое генеалогическое древо - Вышивка для халата



Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо Мастер-класс генеалогическое древо

Похожие новости



Похожие новости: